Как купить готовый бизнес?
- Главная
- Бизнес
Покупка бизнеса — сложный вопрос, который зависит от множества факторов. Я бы хотел сосредоточиться только на приобретении предприятий малого бизнеса и рассказать, на что надо обращать внимание при заключении сделки.
Когда стоит покупать готовый бизнес?
1. Если вы хотите больше денег и понимаете, что они не будут легкими.
2. Если вы хотите вложить некоторую существенную сумму, чтобы через какое-то время получать больше денег.
3. Если вы не хотите быть акционером, то есть покупка своего бизнеса для вас имеет больше значения, чем приобретение доли в бизнесе кого-то другого.
4. Если вы готовы к риску, трудностям, проблемам, вы хотите и в состоянии их решать (по крайней мере, у вас есть еще деньги и люди, с помощью которых вы можете находить решения).
5. Если для вас покупка бизнеса — это романтика, и вы полны сил. 6. Если вам просто так хочется.
Почему покупка бизнеса — лучше, чем старт с нуля? Потому что процесс уже более-менее налажен, есть клиентская база, и она «живая», в компании уже работают люди, обладающие достаточной квалификацией. Соответственно, вам не придется искать клиентов, работников и налаживать бизнес-процессы. И главное — вы сможете получить доход на свои инвестиции-вложения быстрее, чем если бы начали раскручивать все сначала.
Что с оформлением-переоформлением?
Посмотрите, как оформлен приобретаемый бизнес: на кого, какая юридическая форма. Обратите внимание, что недавно вышел закон, изменяющий основные юридические формы. Определите, каков будет процесс передачи бизнеса и клиентов, потребуется ли вам переоформление сотрудников. Если это ИП или ООО, то нужно обсудить последовательность действий бывшего и нового владельцев после подписания договора «о продаже». Для таких форм деятельности вообще нет четкого юридического понятия «продажа бизнеса». Важное правило: чем больше позитива у агента, участвующего в продаже чьего-то бизнеса, тем сильнее стоит задуматься о возможных подводных камнях.
В таких случаях лучше привлечь на свою сторону юриста. Пусть это выйдет дороже, но зато вы сэкономите массу времени, денег и нервов в будущем.
Какова цена?
Существует несколько методик оценки стоимости бизнеса. Наиболее распространенная в секторе МСБ: годовой доход, помноженный на коэффициент, обычно в пределах 1-4-x, иногда больше (бизнес крупнее), иногда меньше (в сторону малого бизнеса). Есть и другие методики, но в данном сегменте бизнеса они применяются редко. А вообще, как договоритесь. Просто всегда важно понимать, какая методика оценки используется и почему она именно такая. Обязательно спросите об этом продавца — это прекрасный повод поторговаться.
Что вам подскажет, что покупка имеет смысл?
Во-первых, конечно, ваше желание. Это тема отдельного обсуждения, но предположим, вы действительно хотите, понимаете и знаете, зачем и почему вам нужен этот бизнес.
Во-вторых, личная встреча с продавцом (иногда это отдельный агент) и владельцем. Посмотрите, позадавайте вопросы, послушайте, почувствуйте, подумайте.
В-третьих, визит на место. Вы или ваше доверенное лицо под видом клиента, посетителя, тайного покупателя. Посмотрите, что за люди там работают, как выглядит офис, как идет работа, какое настроение в коллективе, как относятся к клиентам. Внимательнее изучите углы и подсобки, если получится, — увидите много интересного. Не торопитесь. Возможно, на вас будут давить сжатыми сроками или очередью из покупателей. Будьте осторожны: не исключено, что за этим давлением скрыты риски.
Кто вам подскажет, что покупка имеет смысл?
Посоветуйтесь с юристами и экспертами в данной области: специалистами по оценке, людьми, знакомыми с отраслью. Не упускайте возможности собрать больше информации и о рынке, и о компании.
Понятно, что не всегда можно всех «пробить по базе», особенно, если у вас нет таких связей, но это не значит, что нельзя найти несколько человек в теме и просто пообщаться с ними за кофе, получив нужную информацию.
Как платить?
Не платите все сразу. Договоритесь о том, что часть денег продавец (и его агент) получат только после того, как вы все окончательно оформите и возьмете управление на себя. Будет неприятно, если вы обнаружите скелеты в шкафу, а ваши контрагенты, получив все деньги сразу, перестанут отвечать на вопросы.
И еще. Предположим, что сделка состоялась. Предположим, что дело идет. Сохраняется некоторая инерция.
Помните, к чему надо быть готовым в первое время после покупки бизнеса: — к уходу части сотрудников, несогласных с вашему стилю ведения бизнеса;
— к визитам различных органов, с которыми у предыдущего владельца были налажены отношения, но их вам не передали в безрисковом варианте; — к встречам с ключевыми клиентами, чтобы сохранить-выстроить-перестроить отношения с ними; — к тому, что на рынке (в нише, на районе и так далее) могут проявиться новые тенденции, и «инерция бизнеса» будет недолгой, нужно будет снова прилагать усилия к его раскрутке.
Стать владельцем бизнеса — задача ответственная, почетная, интересная и очень непростая. Если у вас не было опыта, подумайте о партнере, советнике или консультанте. Если опыта мало или он есть, но в других направлениях, не упускайте возможности познакомиться с коллегами, конкурентами, экспертами, например, по соседству или на конференциях, так вы быстрее войдете в контекст.
Если опыта полно, не расслабляйтесь. Не исключено, что данный опыт и данная специфика имеют мало общего с деятельностью свежеприобретенного бизнеса, и многое придется делать по-другому.
И бонусный совет. Приготовьтесь к тому, что первые три месяца вы должны быть внимательными, бодрыми, готовыми к изменениям (как внутри бизнеса, так и внутри себя), поэтому вам стоит непременно запланировать на это время либо серию мероприятий по активному отдыху, либо просто придумать варианты, как расслабляться. Иначе будет непросто.
Главные задачи маркетолога
Современный рынок абсолютно непредсказуем. И, тем не менее, он живет по строгим законам. Их нужно знать, чтобы «использовать» для достижения максимального результата в бизнесе – вот главная задача маркетолога.
Пять врагов личных сбережений
Держать сбережения под подушкой или в бачке унитаза - слишком дедовский способ. Процентов не приносит, да еще и ограбить могут. Дома лучше держать не больше одной-двух месячных зарплат. Все остальное - в банк.
Двадцать советов для повышения личной эффективности
Станьте специалистом в чём-то одном. Потратьте 5 лет на дело, а не на шатание вокруг да около. Если вы захотите затем сменить профессию — вперёд. Но выберите что-то.
Четыре идеи для повышения продуктивности
Приступив к выполнению конкретной задачи, поставьте перед собой крайние сроки, это поможет вам сосредоточиться.