Видеть то, чего нет
- Главная
- Бизнес
Меня иногда спрашивают знакомые, которые хотят открыть свой бизнес. Чем бы таким заняться, что приносило бы доход. Я отвечаю: пока есть такие вопросы - ничем.
Почему? Потому что нельзя взять и вложить человеку в мозг Идею. Для того, чтобы идея была успешной, этой идеей надо заразить других. Ну или хотя бы "гореть" самому этой идеей, быть ее двигателем. Невозможно заставить человека "гореть" чужой идеей. Он все выслушает, поймет, может быть даже заинтересуется, сделает, а получится все равно скучно. Кому нужен скучный бизнес? Прежде всего, он не нужен клиентам. Кругом куча других скучных бизнесов.
Значит, как ни крути, а идея должна быть своя. В одной очень хорошей книге автор называет это "предпринимательский зуд". Смысл этого выражения в том, что открывать свой бизнес надо не тогда, когда ты хочешь его открыть, а тогда, когда ты не можешь его не открывать. Когда у тебя есть такая мысль, которая не дает тебе покоя ни днем ни ночью, она обрастает в твоем мозгу подробностями, ты четко видишь, что и как ты будешь делать, кто и зачем будет к тебе ходить. Ты просыпаешься среди ночи буквально лопаясь от мыслей, и у тебя такое ощущение, что тебя просто разорвет, если ты вот прямо на этой неделе не попробуешь все-таки что-то уже начать.
Со мной такое было неоднократно. У меня есть стопиццот вот таких придуманых и нереализованных проектов, за которые я никогда не возьмусь. Ну просто потому, что я не могу вести одновременно несколько разных проектов. Я пробовала, у меня мозг лопается и ничего хорошего не выходит. Мне таки надо вникать в суть происходящего. Я знаю, надо делегировать полномочия, но... мне этому еще учиться и учиться. Я очень надеюсь, что когда-нибудь я все-таки научусь отпускать созданный проект в "свободное плавание" и делать так, чтобы он там, в этом плавании, не утонул без меня. А пока, к сожалению, мне надо присутствовать в том, что я уже создала.
Так вот, возвращаясь к теме. Откуда же все-таки взять идею? Как придумать, что бы такого сочинить, чтобы оно приносило прибыль? Первый способ прост. Надо взять то, что ты умеешь хорошо делать и подумать, нельзя ли из этого сделать бизнес? Ну например, ты по вечерам плетешь из бисера фенечки. Потом тебя просит сплести знакомая, потом другая, потом вдруг тебе заказывают целое панно, и как-то так через полгодика оказывается, что у тебя - бац, магазин бисерных фенечек, товаров для бисероплетения, и у тебя работают пять бисероплетельщиц, которым толпа народа заказывает фенечки. Так реально бывает. Но это не идея. Это то, что я называю "исторически сложилось". Исторически может и не сложиться, поэтому надо посмотреть на себя пристально и подумать, что ты умеешь, и что из этого можно родить. Даже если ты просто умеешь хорошо убираться у себя дома, из этого можно сделать клининговую компанию.
Когда мне было 19 лет, я ходила на курсы предпринимателей, которые организовывали при одном институте. Курсы были бесплатными, институт выиграл грант на их проведение. В качестве "дипломной работы" нам надо было написать бизнес-план. Кстати, большинство студентов сочинили что-то интересное, правда, я не знаю, воплотил ли кто-нибудь что-нибудь в жизнь. На тот момент я умела только хорошо играть на пианино, поэтому я сочинила бизнес-план частной музыкальной школы. Это был хороший бизнес-план. Я сейчас иногда на него поглядываю, и даже жалею, что так за него и не взялась. Тот проект слегка переворачивал с ног на голову представление о том, как надо учить детей музыке. Об этом долго рассказывать, но, короче, спрос непременно был бы. Но просто на тот момент это для меня было не реально, потому что опытные преподаватели не пошли бы работать под начало к 19-летней девчонке. Сейчас, может быть, и пошли бы, да я уже толком не помню, как надо учить детей музыке.
Второй способ найти идею - это посмотреть вокруг и увидеть то, чего нет. Те люди, которые не могут придумать, чем бы заняться, видят вокруг только то, что есть. И им кажется, что есть всё. Они привыкли пользоваться тем, что предлагает рынок, и привыкли подстраивать свои потребности под то, что есть. А то, чего нет - его как-бы и нет совсем.
Люди видят, что кто-то продает, к примеру, шпаклевку, тоннами, приходят ко мне и спрашивают: "а вот как ты думаешь, вон тот товарищ продает шпаклевку, у него тоннами ее покупают! это ж сколько шпаклевки продается! а может быть мне тоже начать торговать шпаклевкой? это же наверное, выгодно!"
Моего дара убеждения не всегда хватает, чтобы убедить человека, что тот факт, что у кого-то шпаклевку берут тоннами, вовсе не гарантия того, что у тебя ее тоже будут брать тоннами. А скорее даже наоборот. Все уже знают, где брать шпаклевку, и нет никаких причин брать ее у тебя. Некоторых переубедить не удается. Они таки открывают отдел где-нибудь на строительном рынке, привозят шпаклевку и садятся ждать покупателей. Заканчивается это, как правило, печально. Ну или просто быстро.
Что это значит - видеть то, чего нет? Ну вот например. Я иду на первое в школе родительское собрание. И там обсуждается вопрос, будет ли продленка. Продленки не будет. Из трех первых классов только 13 родителей написали в анкете, что им нужна продленка, а чтобы комитет образования дал добро, надо 20. Поэтому продленки не будет. Все вздыхают и расходятся. А я иду домой и думаю о том, что если в нашей школе 13 человек хотят продленку, а школ в городе допустим 30, то это почти 400 человек со всего города только из первых классов, а ведь есть еще и вторые, и третьи. Я начинаю думать о том, что вот если бы найти хорошее помещение (сразу начинаю прикидывать, сколько надо квадратов, и что оно собой должно представлять), да заключить договор на аренду автобуса на час в день, нет, двух автобусов, да нанять пару-тройку педагогов, и например после уроков собирать детей из школ, отвозить в свою "продленку", кормить их там, делать с ними уроки, и вести какие-то тематические кружки, то получился бы из этого бизнес, или нет? Мысленно "на коленке" прикидываю сколько на все это в месяц получится затрат, сколько надо набрать детей и сколько будет составлять ежемесячная оплата за все это, которую надо брать с родителей. Выходит, что таки можно было бы попробовать, но если начинать пробовать - надо хотя бы вначале окунуться в это с головой, а у меня и так дел полно. Мне проще няне платить. Вздыхаю. Думаю о том, ну почему же никто из тех, что спрашивают чем бы заняться, не видит, что нужна продленка?
Или например, в торговом центре я покупаю на фуд-корте еду и думаю о том, что вот было бы здорово купить сейчас вафельную трубочку, и запить зеленым чаем, а трубочку никто не продает. И пока я жую пирожок, который жевать не хочу, я думаю о том, что вот ведь у всех почти в детстве была советская вафельница, и мама пекла по воскресеньям вафли, и они были такие вкусные, и так ароматно пахли. И вот был бы в том углу киоск, который назывался бы "мамины вафли", и пекли бы там исключительно вафли. Там стояли бы вафельницы, и тетя наливала бы большим половником прямо при тебе тесто в вафельницу, оно бы там шкворчало, жужжало, и через две минуты ты получал бы горячую хрустящую вафлю. Как в детстве. А тетя еще предлагала бы выбрать начинку. В этой миске у нее сгущенка простая, там вареная, а здесь и вовсе, с какао. А еще - варенье, заварной крем, взбитые сливки, и вот уже попер полет фантазии, а что если пойти дальше и сочинить еще какие-нибудь кремы, то интересно, многие ли "подсядут" на эти вафли? И у меня уже строится в голове франчайзинговая сеть по открытию в разных городах страны этих самых "маминых вафель"))) Дальше хочется перейти к расчетам, но я не перехожу, потому что знаю, что все равно я не буду открывать этот киоск.
Главные задачи маркетолога
Современный рынок абсолютно непредсказуем. И, тем не менее, он живет по строгим законам. Их нужно знать, чтобы «использовать» для достижения максимального результата в бизнесе – вот главная задача маркетолога.
Пять врагов личных сбережений
Держать сбережения под подушкой или в бачке унитаза - слишком дедовский способ. Процентов не приносит, да еще и ограбить могут. Дома лучше держать не больше одной-двух месячных зарплат. Все остальное - в банк.
Двадцать советов для повышения личной эффективности
Станьте специалистом в чём-то одном. Потратьте 5 лет на дело, а не на шатание вокруг да около. Если вы захотите затем сменить профессию — вперёд. Но выберите что-то.
Четыре идеи для повышения продуктивности
Приступив к выполнению конкретной задачи, поставьте перед собой крайние сроки, это поможет вам сосредоточиться.