Как создавать рынки с нуля: опыт корпорации Sony
- Главная
- Модели успеха
Главным в уcпехе SONY были не технологии, а маркетинг. Акио Морита, основатель этой корпорации, был блестящим маркетологом – он умел создавать рынки «с нуля». Он писал: «Потребители не знают, какие возможности существуют, мы же знаем это. Поэтому, вместо того чтобы производить многочисленные исследования рынка, мы концентрировали свои творческие способности на создании того или иного продукта и его применении, старались создать для него рынок, рекламируя его потребителям и поддерживая с ними контакт».
У Акио Мориты было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен, писатель. Но его отличительной чертой всегда было новаторство. Он поменял быт и привычки миллионов людей во всем мире, а также сформировал новую предпринимательскую культуру послевоенного японского бизнеса. К примеру, традиционно японские бизнесмены предпочитали не брать людей со стороны, а иметь дело с родственниками и знакомыми. Акио Морита сломал эти стереотипы: открытые конкурсы вакансий стали в Sony традицией, а менеджменту Мориты стали учиться другие бизнесмены.
Самая главная задача руководителя, по мнению, Мориты, состоит в том, чтобы установить доверительные отношения со своими подчиненными. Отсюда первый принцип ведения бизнеса от Акио Мориты из его книги «Становление корпорации SONY». Миссия компании: о чем необходимо знать при ее создании
Принцип №1:
«Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди»
Только отношение к своей компании как к родной семье может обеспечить эффективное взаимодействие между руководством и исполнителями. «Компании, которые достигли в стране наибольшего успеха, — это те компании, которые сумели создать веру в единую судьбу у всех работников и акционеров», — говорил Морита. Именно такой тип отношений обеспечил успех японских корпораций в ХХ веке.
Принцип №2:
«Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. Каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад работников нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом. Мы настаиваем на том, чтобы все сотрудники вкладывали свой ум» Задача каждого сотрудника генерировать новые идеи, способствующие развитию кампании. В этом правиле, по словам Мориты, не должно быть исключений.
Принцип №3:
«В мире не существовало бы никакой возможности для прогресса, если бы мы делали точно то же, что и наши начальники. Я всегда говорю нашим работникам, чтобы они не придавали слишком большого значения тому, что говорят им их руководители. Я говорю: “Действуйте, не ожидая инструкций”»
Корпорации Sony удалось разработать множество уникальных инженерных решений, которые позволили ей постоянно опережать своих конкурентов на рынке электроники. А один из сотрудников Sony, Лео Эсаки, за разработку туннельного диода был удостоен в 1973 г. Нобелевской премии — беспримерный случай для промышленной компании. Все эти достижения были следствием политики стимулирования творческих способностей сотрудников корпорации, которую Акио Морита проводил со дня основания Sony.
Принцип №4:
«Мы выпускали товары, которые никогда прежде не были в продаже и фактически никогда прежде не производились…» Корпорация Sony постоянно рисковала, вкладывая средства в производство новых, не опробованных на рынке товаров, в то время как другие компании выжидали, будет ли очередная техническая новинка пользоваться спросом у потребителей.
Принцип №5:
«Нам надо было научить наших клиентов обращаться с товарами, произведенными по новым технологиям. Для этого нам пришлось открыть собственные магазины и создать свои пути поставки товаров на рынок»
Учитывая новаторский характер производимых Sony продуктов, Акио Морита пошел на неординарный для промышленных компаний того времени шаг: первым в Японии он сделал ставку на собственную сеть сбыта и распространения продукции. «Мы с самого начала понимали, что… посредники на третьем или четвертом этапе просто не смогут иметь такой же интерес или энтузиазм по отношению к нашей продукции и нашим идеям, как мы. Для этого нам пришлось открыть собственные магазины и создать свои пути поставки товаров на рынок», — писал Морита в своих воспоминаниях.
Главные задачи маркетолога
Современный рынок абсолютно непредсказуем. И, тем не менее, он живет по строгим законам. Их нужно знать, чтобы «использовать» для достижения максимального результата в бизнесе – вот главная задача маркетолога.
Пять врагов личных сбережений
Держать сбережения под подушкой или в бачке унитаза - слишком дедовский способ. Процентов не приносит, да еще и ограбить могут. Дома лучше держать не больше одной-двух месячных зарплат. Все остальное - в банк.
Двадцать советов для повышения личной эффективности
Станьте специалистом в чём-то одном. Потратьте 5 лет на дело, а не на шатание вокруг да около. Если вы захотите затем сменить профессию — вперёд. Но выберите что-то.
Четыре идеи для повышения продуктивности
Приступив к выполнению конкретной задачи, поставьте перед собой крайние сроки, это поможет вам сосредоточиться.