Как придумать название компании
- Главная
- Статьи
Как придумать новый бренд и заставить название компании звучать? Сохраните себе пошаговый алгоритм действий создания имени для крупных корпораций и небольших фирм. 9 обязательных шагов, которые необходимо сделать, придумывая бренд:
1. Определите ценности
Чтобы придумать хорошее название, нужно четко определиться с позиционированием самой компании. Как вы хотите, чтоб вас называли и с чем ассоциировали? И таксопарк, и, к примеру, «Аэрофлот» делают по сути одно и то же — продают услуги. И для позиционирования (а значит, и названия) главное — как они это делают. Что им важно донести до потенциального клиента? К примеру, легкость, радость, скорость или надежность и верность столетним традициям? Вы молодой, энергичный, веселый коллектив или, напротив, солидная контора, которая все делает в два раза медленнее остальных, но зато не допускает ошибок? Важно это понять, уловить дух, суть. И выразить все это в названии. При этом важно, чтоб ценности не были противоречивы. Например, «мы стабильны и динамичны». Или «мы очень современны и уважаем традиции». Надо выбирать что-то одно!
2. Отличайтесь
Практика показывает, что многие, в том числе и владельцы бизнеса, свои отличия от конкурентов попросту не осознают. И все же одинаковых компаний не бывает. Дифференцируйся или умирай, говорит Джек Траут. А это значит, что, если отличия неочевидны, их надо придумать, подчеркнуть, в том числе с помощью названия, и таким образом получить конкурентные преимущества. И наоборот, из уникальности (товаров, услуг, сервиса) может родиться совершенно необычное имя. Но если кто-то любой ценой добивается уникальности названия, то кому-то, напротив, имеет смысл использовать аромат раскрученного бренда. Это помогает сразу встать в некую товарную линейку. Яркий пример: буква I в начале названия ясно дает понять, что перед нами модный технологичный гаджет.
3. Определите направление основного удара
Такая важная коммуникация, как название, должна быть направлена на ядро целевой аудитории клиентов. Например, транспортная компания работает и с физическими, и с юридическими лицами. У каждой из этих категорий разные ценности и разные коммуникации. И нужно, чтобы название было связано либо со скоростью и надежностью, что важнее для b2b («Стрела»), либо с сервисом и разумными ценами («Дилижанс»), что важнее для b2c. Позиционирование нельзя размывать! Например, «Аэрофлот» перевозит и людей, и грузы, но в своих коммуникациях про грузы ничего не говорит. А Toyota занимается самой разнообразной деятельностью, даже крыши небоскребов озеленяет, но в своих коммуникациях они концентрируют внимание только на автомобилях. Еще одна возможная ошибка — это когда название явно противоречит ценностям категории. Если это так, то оно вызывает как минимум снижение количества заказов, как максимум — негативные ассоциации и вопросы. Приведу в пример автомобиль, названный в честь исторической личности, — «Иван Калита».
Название должно быть понятно аудитории. Целевую аудиторию и ее предпочтения нужно изучать, и все же не обязательно идти у них на поводу. Достаточно понимать, на кого и как необходимо воздействовать. Иногда это узкая аудитория, иногда ее можно определить по социально-демографическим характеристикам, а иногда соцдем не поможет. Потому что роль играют только функциональные вещи. Так, на b2b-рынке не важно, целевая аудитория — это мужчины или женщины, сколько им лет, их предпочтения в еде и одежде тоже не играют никакой роли. Важно, что у них есть профессиональные задачи, потребности, проблемы, которые им нужно помочь решить.
4. Расставьте акценты — информация или эмоции
Сложно ли придумать само название бренда? Да и нет. С одной стороны, множество названий уже зарегистрировано, занято. И придумать новое охраноспособное (которое можно закрепить за собой) имя, точно соответствующее позиционированию компании или неоригинального продукта, нелегко. Поэтому чаще всего оказывается достаточным, если оно ему просто не противоречит. Такое название может особо ничего не выражать. Но если поставить его в правильный контекст, а именно рядом со словами, например, «транспортная компания» или «система переводов», оно заиграет. Это вполне допустимо, и более того, в большинстве случаев такой вариант оказывается единственно возможным. Чтобы передать дополнительные характеристики (обозначить и что мы делаем, и как), требуется дополнительное слово. Так, название транспортной компании «ООО «Арнок» ничего не говорит потенциальным клиентам. А название «АНП «Карго» (культ карго, или карго-культ, — поклонение грузу) сообщает, что компания осуществляет грузоперевозки. А если звучит как «Транспортная компания «Гарант» — значит, ей важно заявить о своей надежности. Но нельзя не учитывать, что название редко звучит само по себе, оно ведь располагается либо на фасаде, рядом с витриной, в рекламе, либо в контексте чьего-либо рассказа. Поэтому иногда описательные слова оказываются излишними. И если в названии мы делаем акцент на том, что это именно транспортная компания, то, возможно, мы отвлекаем человека от того, какая она.
Что нужно и чего не нужно выражать с помощью имени, зависит еще от множества нюансов. В частности, от того, какая коммуникация будет основной. Если в коммуникации будет только название, обозначить, чем занимается компания, просто необходимо. А вот на рынке b2b это не так важно, потому что партнер здесь выбирается не по названию, надолго и из не очень большого количества альтернатив. Тут имя может быть достаточно условным, аббревиатурным, составленным из частей других слов, которые ничего не говорят потребителю. Компания «Нерудгруп», «Мини-бетонные заводы компании МЕКА», компания INRI, «Ингеоком» — названия как бы ни о чем, но это не мешает их продвижению на рынке. Просто потому, что в этом сегменте действуют другие законы. А вот такси человек выбирает по случайным параметрам, а не в результате тщательного сравнения характеристик и проведения переговоров. И если потенциальный клиент увидит название и номер телефона, но не поймет, что это такси, то существует большая вероятность, что клиентом он не станет вообще. То есть можно назваться «Такси № 1», «Такси SMS», «Крылатое такси» — и потребителю услуги все будет понятно уже из названия. А вот что компания «Топ-трансфер» — это тоже извоз пассажиров, догадаться трудно.
При нейминге товаров, особенно впервые выводимых на рынок, крайне важно заложить в название образ, который вызовет положительные эмоции и внушит потребителям доверие. Хорошим примером тут может стать нейминг молока. Потому что молоку трудно придать технологические отличия: индустриальный продукт с одинаковой технологией производства, весьма отличной от тех, которые используют настоящие бабушки в настоящей русской глубинке. Но вот молоко «Домик в деревне» дороже многих конкурентов. И вовсе не потому, что производитель что-то в него хорошее добавляет или, наоборот, от нехорошего мудрено очищает. Просто домик в деревне — сильный образ, вызывающий у городского жителя множество позитивных эмоций, связанных с детством, летом. Эти образы подкрепляются рекламными кампаниями — и вот результат: люди готовы платить за эмоции.
5. Определитесь с языком – латиница или кириллица
Выбрать иностранное название либо латиницу стоит в том случае, если компания работает на нескольких рынках, где нет кириллицы, или у нее большое количество иностранных партнеров. Бывают компании с далеко идущими планами, которые начинают работать на российском рынке, но лет через десять-двадцать планируют выйти на международный уровень. Иногда латиница необходима по другим причинам. В названии линейки молочных продуктов 2bio не случайно используется английский язык. Это знак инновационности, высокой технологичности. С помощью этого похожего на формулу имени создается прозападный образ марки. А вот русские буквы в названии технологичного продукта разрушили бы этот образ. Просто потому, что русский язык пока не ассоциируется с высокими технологиями.
Латиница часто необходима именно для создания образа. Например, кафе люди выбирают не по географическому признаку и даже не по особенностям кухни. Гораздо важнее знать, будет ли там хорошо, приятно, комфортно. То есть важна атмосфера, которая складывается в том числе и из названия. Его задача — подсказать, чего можно ждать от заведения. Если открывается кафе с итальянской кухней, чтобы оно казалось максимально аутентичным, ему дают итальянское название и пишут латиницей.
6. Краткость и многословие
Все названия так или иначе работают. Как минимум название — это идентификатор, отличие от других. Когда оно выражает ценности категории, обычно становится в один ряд с названиями конкурентов. И это нормально и в большинстве случаев допустимо. («Сады Придонья», «Любимый сад» выражают ценности категории — натуральность, вкус. А вот название сока «Я» говорит о другом — эгоистичном удовольствии — и потому выделяется.) Но от названия можно получить больше. Все, что связано с прояснением своего позиционирования, мы уже разобрали.
80 % информации человек получает через зрение. И рекламные коммуникации больше визуальные, чем аудиальные. Правильный выбор букв или удачное сокращение увеличивают узнаваемость: если название короткое, значит, логотип компании на той же площади можно сделать крупнее, а это гарантированно повышает внимание к марке. Сравните логотипы Sony и Panasonic. На площади, выкупленной за футбольными воротами, можно разместить либо полное название одного бренда, либо только часть букв другого. Когда матч транслируется на весь мир, это имеет значение. Соответственно, если название длинное, приходится уменьшать логотип. Исключения есть, но они редки. Одно из них — Bosco di ciliegi (в переводе с итальянского — «Черешневый лес») — принадлежит российской компании. Имя сразу (в том числе и с помощью особого написания) позиционировало марку как иностранную (его и прочесть-то тяжело с первого раза!). Ставка сделана на ход мысли покупателя: раз написано мелко, путано и на непонятном языке, значит, фирма иностранная. Когда проектируются якобы иностранные марки, иногда специально вносится момент путаницы с названием, которое непонятно как читать, как переводить и где ставить ударение. И это работает!
7. Удобно и красиво
В большинстве случаев в требования для нейминга закладывается, чтобы название можно было легко прочесть, оно должно ясно произноситься и хорошо восприниматься на слух. Есть еще такой неочевидный критерий, как гармоничный силуэт, когда слово можно красиво написать. Это особенно важно в кириллице: у нас очень много сложных букв — Щ, Ж, Ы. В логотипе их можно интересно обыграть («Коммерсантъ», «Поселок «Ы», «Ё-мобиль», обувной магазин «Ж» и сеть магазинов «ХЦ»), с их помощью можно сделать очень необычные, просто уникальные логотипы, но в некоторых случаях они могут очень помешать.
8. Оцените придуманное название компании
В работе над названием, как и в работе над позиционированием, самое сложное — это взглянуть на итог эксперимента со стороны. Если задача — получить предсказуемый результат, нужно тестировать название на фокус-группе. Но если мы делаем революционный продукт, меняем что-то радикально, то фокус-группа максимум что сможет, так это прокомментировать наработки и дать дополнительный ряд ассоциаций. А вот принятию революционного решения консервативность среднего мнения группы точно помешает.
9. Заключительный этап
Когда круг сужается до 10–20 подходящих названий, они проверяются по базе ФИПСа (Федеральный институт промышленной собственности). Незапатентованные выходят в последний круг обсуждения. Бывает, что название хорошее, но оно занято. Тогда его можно попробовать видоизменить. Или попытаться перекупить у предыдущего владельца, которому оно, возможно, уже не нужно. Бывает, что слово зарегистрировано, но срок регистрации подходит к концу. Тогда стоит просто подождать. Обычно разобраться со всеми вопросами, касающимися регистрации, помогают профессионалы — патентные поверенные. А вот какие классы для регистрации выбрать — это работа творческая. Тут важно помнить о стратегии развития компании, планах и возможных перспективах. Название, конечно, можно зарегистрировать по всем классам, но это редко кто делает.
Главные задачи маркетолога
Современный рынок абсолютно непредсказуем. И, тем не менее, он живет по строгим законам. Их нужно знать, чтобы «использовать» для достижения максимального результата в бизнесе – вот главная задача маркетолога.
Пять врагов личных сбережений
Держать сбережения под подушкой или в бачке унитаза - слишком дедовский способ. Процентов не приносит, да еще и ограбить могут. Дома лучше держать не больше одной-двух месячных зарплат. Все остальное - в банк.
Двадцать советов для повышения личной эффективности
Станьте специалистом в чём-то одном. Потратьте 5 лет на дело, а не на шатание вокруг да около. Если вы захотите затем сменить профессию — вперёд. Но выберите что-то.
Четыре идеи для повышения продуктивности
Приступив к выполнению конкретной задачи, поставьте перед собой крайние сроки, это поможет вам сосредоточиться.