Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 21.11.2024 : 100,2192
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 21.11.2024 : 105,809

Налоговый менеджмент

http://www.tradeconnect.ru/image/article/4/7/7/1477.jpeg

Налоговый менеджмент

Объект налогового менеджмента — экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований. Налоговые платежи фирмы, снижая чистый доход, влияют на уровень достаточности ее капитала. При этом бремя налогов распределяется на доходы неравномерно, поскольку в налоговом законодательстве есть ряд положений и исключений, которые благоприятны для одних видов доходов и неблагоприятны для других.

Задача налогового менеджера — предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов и соответствующее увеличение объема децентрализованных фондов денежных средств фирмы, определяющих экономическую ценность ее активов, т. е. ее стоимость.

Как и менеджмент вообще налоговый менеджмент — это не только управляющая, но и управляемая система, поскольку она находится под влиянием государственного воздействия через налоговое, валютное, таможенное, денежно-кредитное регулирование. Налоги как финансовая категория обусловливают тесную связь налогового менеджмента с финансовым. Налоговый менеджмент является составляющей частью финансового менеджмента. В конечном счете у них одна цель — максимизация ценности фирмы.

Концептуальная цель финансового менеджмента достигается посредством осуществления шести его стратегических направлений: управление выручкой; контроль издержек; управление ликвидностью; управление капиталом; управление налогами; управление внебалансовой деятельностью.

Таким образом, управление налогами — одно из стратегических направлений финансового менеджмента.

Финансовый менеджер принимает решения трех видов: об инвестициях, определяющих размер и структуру активов фирмы (И); о финансировании, т. е. о том, как привлечь необходимые для инвестирования средства (Ф); о дивидендах (Д). Эти решения определяют, максимизируется ли ценность фирмы (Ц). Целевую функцию финансового менеджмента можно представить следующим образом: mах Ц=f(И, Ф, Д).

Налоги учитываются при принятии финансовым менеджером любых решений, особенно если речь идет о налоге на прибыль (решение, касающееся нормы выплаты дивидендов). Уровнем объявленного дохода, в частности чистой прибылью (после уплаты налогов, платежей по займам, выплаты дивидендов по привилегированным акциям) в расчете на одну обыкновенную акцию, определяется курс акций. В упрощенной форме это выглядит как: КАt=Ц/ДхЧПА, где КАt-текущий (для периода t) курс акций; Ц/Д-отраслевой коэффициент, характеризующий отношение цены акции к доходу на нее; ЧПА-чистая прибыль на обыкновенную акцию фирмы. Чтобы максимизировать курс акций, менеджерам нужно максимизировать ЧПА, т. е. поток наличности, или минимизировать налоги.

Чистая, т. е. за минусом налогов, прибыль как результат налогового менеджмента определяет эффективность финансового менеджмента. В мировой практике для оценки эффективности финансового менеджмента используется показатель экономической добавленной стоимости (economic value added, EVA-ЭДС). В системе национальных счетов добавленная стоимость рассчитывается как разность между стоимостью производства, выраженной в рыночных ценах, и затратами производителя на промежуточное потребление. Добавленная стоимость на уровне отдельной фирмы состоит из заработной платы, ренты, процента и прибыли. ЭДС определяется как: ЭДС=(r — k)хK, где r-прибыль на капитал (чистая прибыль в процентах к средствам акционеров); k-доля инвестированного капитала; K-средний совокупный капитал.

То, что налоговый менеджмент есть часть финансового менеджмента, отражается и на функциях налогового менеджмента. Сущность менеджмента проявляется в выполняемых им функциях планирования, организации, мотивации и контроля. В процессе их осуществления находят свое выражение также финансовая (распределительная, контрольная) и налоговая (фискальная, регулирующая) функции.

При окончательном выборе места базирования компании учитывается не только абсолютный уровень налогов, но и другие особенности налогового законодательства, возможность безналогового перевода доходов из одной отрасли в другую, условия существующих налоговых соглашений и т. д. К примеру, при равном уровне ставки корпорационного налога в США и Нидерландах для американских владельцев патентов выгоднее передавать их по лицензиям американским же фирмам через организуемые ими компании в Нидерландах и их филиалы на нидерландских Антильских островах (так называемый «голландский сэндвич»): экономия возникает по причине безналогового перевода доходов в США, так как доходы нерезидентов от продажи патентов, ноу-хау и т. п. в Нидерландах не облагаются налогом.

Налогообложение международной компании, действующей в нескольких странах, когда субъектами налоговой политики выступают несколько государств, опирается на ряд сложившихся положений. Два из них-оценка и распределение между странами налогооблагаемых доходов либо по принципу территориальности, либо по принципу резидентности. По территориальному принципу государство облагает налогами только доходы, получаемые на его территории, не взимая налоги с доходов, получаемых его резидентами в других странах. По принципу резидентности государство облагает налогами все местные и зарубежные доходы своих резидентов. Возникающие противоречия устраняются обычно заключением межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и защите зарубежных инвестиций. Основными методами освобождения от двойного налогообложения являются: включение в одной стране в налогооблагаемый доход лица его дохода за вычетом налогов, уплаченных им в другой стране; соглашение между странами о том, что только одна из них облагает доход налогом; система кредитов, которая позволяет одной стране открывать под взимаемый ею налог кредит в другой стране за уплаченный в ней налог.

При применении и принципа территориальности, и принципа резидентности различия в налоговых нормах между странами могут обеспечить международной компании возможность избежать режима обложения на основе неограниченной налоговой ответственности (т.е. обложения по всем доходам из всех источников). Например, если образовать компанию в Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а управлять этой компанией из России, где критерием резидентности служит место образования компании, то такая компания не будет считаться резидентом ни в Великобритании, ни в России. Считаясь нерезидентом в каждой из этих стран, она будет облагаться налогом только по доходам из источников этих стран.

Если страны ограничивают свои налоговые требования только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают налогом доходы, полученные из-за рубежа (это многие латиноамериканские страны, некоторые страны Африки, а также Франция и Швейцария), то, организовав компанию в одной из этих стран и рассредоточив ее деятельность по другим странам, где доходы облагаются по пониженным ставкам, можно сэкономить на налогах вследствие избежания обложения по совокупности доходов. Эту схему можно дополнить посредническими компаниями в странах-налоговых убежищах, которые бы занимались заключением контрактов и оформлением сделок для международной компании в целом. На счета этих посредников можно зачислять основную долю доходов компании, что позволит снизить размер налоговых обязательств и в странах-источниках доходов.

Учреждаемые в странах налогового убежища дочерние компании и филиалы выполняют разнообразные функции: осуществляют портфельные и прямые инвестиции, торгово-посреднические операции по импорту и экспорту продукции, маркетингу, техническому обслуживанию.

Существуют два типа налогового убежища: территории, заключающие договоры об избежании двойного налогообложения со значительным числом стран, где налоги высоки (например, Кипр, Швейцария, Австрия и Нидерланды), и территории, которые не имеют соглашений об избежании двойного налогообложения (например, острова Джерси и Гернси в Ла-Манше, Багамские, Бермудские, Виргинские и Каймановы острова, остров Мэн, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Панама). Рассматриваемые договоры кроме цели устранения двойного налогообложения имеют и вторую, не менее важную цель-борьбу с уклонением от уплаты налогов. Особая роль налоговых соглашений в этой сфере заключается в том, что они устанавливают основы и порядок сотрудничества налоговых органов разных стран. Если же договор об избежании двойного налогообложения не заключается, то государственная казна не обязана давать отчет или предоставлять информацию другой стране. По состоянию на начало 2000г. Россия имела подобные соглашения с 44 странами. Перечень действующих соглашений об избежании двойного налогообложения доходов, заключенных Российской Федерацией.

Налоговые убежища как первого, так и второго типа, играют ключевую роль в налоговом менеджменте и политике защиты от банкротства во многих юрисдикциях. Создание офшорных компаний рассматривается зарубежными бизнесменами как развертывание своеобразной запасной площадки бизнеса на случай банкротства, рэкета, судебных преследований и т.п. Поскольку перемещение финансовых ресурсов и налогов происходит в странах с разными денежными системами, правовыми, политическими, социальными и культурными особенностями, сфере управления налогами международных фирм внутренне присущи специфические риски, связанные, в частности, с политической ситуацией, обменным курсом валют и системными различиями. Под политическими опасностями подразумеваются экспроприация, национализация и возможное вмешательство местного правительства в деятельность дочерней фирмы, чреватые потерями для материнской компании. Под экономическими опасностями подразумеваются прежде всего инфляция и валютный риск. При выборе налогового убежища или финансового центра офшор необходимо принимать во внимание политическую и экономическую стабильность территории, учитывать разные варианты возможного состояния внешней среды. Важно, чтобы такая территория имела правила по контролю за обменом валюты и владельцы компаний могли оставаться анонимными; также не должно быть необходимости принудительной регистрации заключенных там договоров о кредитовании. Задачи второй стадии налогового менеджмента тесно связаны с задачами первой. Действительно, при размещении подразделений компании следует решить, будет ли это одна корпорация с отделениями в разных странах или сеть фирм с холдингом в стране, удобной для управления всей сетью, и, возможно, с посредническими компаниями в третьих странах, или просто группа компаний, связанных взаимным участием в капитале друг друга, без явно выделенного центра и т.д. Число вариантов зависит от поставленных целей.

При решении вопроса о том, какой организационно-правовой форме зарубежного предпринимательства отдать предпочтение, учитываются три фактора: правовое регулирование создания и основной деятельности компании; сравнительный уровень налогообложения прибыли; расходы на создание и содержание зарубежной фирмы. Для российских инвесторов, особенно из числа малых и средних фирм, распространенной практикой зарубежного предпринимательства является создание предприятий с участием иностранного капитала. Наибольшее число таких предприятий создано с США, Германией, Китаем, Украиной, Великобританией и Финляндией.

Все большее развитие получает в России и такая практика зарубежного предпринимательства, как образование российских зарубежных филиалов или дочерних компаний. Основное различие между филиалами и дочерними компаниями состоит в том, что филиалы находятся на балансе материнских компаний и не являются юридическими лицами, тогда как дочерние компании регистрируются как самостоятельные организации с собственным балансом, имеющие обособленное имущество, принадлежащее им на праве собственности.

В соответствии с законодательством большинства стран к филиалам применяется более строгий, чем к дочерним компаниям, налоговый режим. Так, по налоговому законодательству США только возвратившиеся на родину доходы от дочерних компаний являются предметом налогообложения. Напротив, все доходы зарубежных филиалов-предмет полного налогообложения. Налоговый стимул побуждает учреждать дочерние компании в странах с низкими налогами и возвращать на родину материнской компании в США возможно меньшие доходы в виде дивидендов. Поэтому в процессе налогового управления предпочтение следует отдавать дочерним компаниям. Для обеспечения высокой управляемости внутрифирменных систем при создании дочерних компаний за рубежом и разработке их производственных стратегий с налоговой точки зрения целесообразно образование дочерних компаний, которые сохраняли бы тесные связи с материнской компанией, поскольку в этом случае возникают внутрифирменные потоки материальных ценностей и услуг по трансфертным ценам, позволяющим проводить нужную финансовую политику.

Под материнской компанией понимается компания, которой принадлежит более половины капитала другой компании, называемой дочерней или филиалом. Это определение вытекает из международных нормативных положений о компаниях. Тем не менее владение 20-30% (а иногда и менее) капитала какой-либо компании зачастую позволяет управлять ее деятельностью. Поэтому в общем счетном плане материнская компания определяется как компания, которая имеет дочернее отделение или филиал, зависящие от нее или находящиеся под ее управлением. Во Франции, например, режим, позволяющий материнской компании и ее подразделению избежать двойного налогообложения дивидендов, предоставляется с того момента, когда доля участия материнской компании в капитале подразделения достигает 10%.

Итак, на первых двух стадиях налогового планирования выбираются территория действия и эффективные структуры офшорных компаний. Тем самым решаются организационные вопросы максимизации доходов на основе использования преимуществ внутрикорпорационного денежного потока перемещения капиталов, вывоза доходов за границу в налоговые убежища и финансовые офшорные центры. Конечно, для мелкого и среднего бизнеса, как отмечалось ранее, участие в зарубежной деятельности затруднено: образование дочерних компаний им часто не под силу. Но, как утверждает Иоахим Файерабенд, если дело гигантов бизнеса — крупномасштабные операции, то для мелких предпринимателей самым надежным путем строительства убежищ за границей остаются операции с недвижимостью.

Image

Главные задачи маркетолога

Современный рынок абсолютно непредсказуем. И, тем не менее, он живет по строгим законам. Их нужно знать, чтобы «использовать» для достижения максимального результата в бизнесе – вот главная задача маркетолога.

Image

Пять врагов личных сбережений

Держать сбережения под подушкой или в бачке унитаза - слишком дедовский способ. Процентов не приносит, да еще и ограбить могут. Дома лучше держать не больше одной-двух месячных зарплат. Все остальное - в банк.

Image

Двадцать советов для повышения личной эффективности

Станьте специалистом в чём-то одном. Потратьте 5 лет на дело, а не на шатание вокруг да около. Если вы захотите затем сменить профессию — вперёд. Но выберите что-то.

Image

Четыре идеи для повышения продуктивности

Приступив к выполнению конкретной задачи, поставьте перед собой крайние сроки, это поможет вам сосредоточиться.